Расширенная гарантия на шины

Развал-схождение колёс: что это такое, как правильно отрегулировать, и что случится, если этого не делать

Развал-схождение колёс — это процедура регулировки углов установки колёс автомобиля относительно дороги и кузова. Эти углы влияют на управляемость автомобиля, износ шин и общую безопасность движения. Грамотно выполненный развал-схождение обеспечивает оптимальное, предсказуемое поведение автомобиля на дороге, машину не заносит в поворотах. Эта процедура требует периодического внимания, поскольку со временем, вследствие износа подвески или проезда по сложным дорожным участкам, углы установки колёс могут изменяться. 

balansirovka-koles-i-razval-shozhdenie (1).jpg

В статье вы узнаете, что помимо углов развала и схождения, существует ещё один критически важный угол. Мы также обсудим, когда стоит записываться в автосервис для выполнения этой процедуры, и какие риски несёт водитель, который её игнорирует. 


Углы установки колёс транспортного средства: что это

При производстве каждого автомобиля для улучшения его ходовых качеств и управляемости инженеры предусматривают особое положение колёс относительно друг друга и дорожного покрытия. Основные углы их установки — сход и развал, именно их выставляют чаще всего. Ещё один важный параметр называют кастер.

Развал, не что иное, как угол наклона колёс относительно дороги. Если у угла отрицательное значение — колёса выглядят «домиком», если положительное — верхняя часть колеса отклоняется наружу от нижней части.

Схождение — угол между направлением движения автомобиля и плоскостью вращения колёс. При положительном значении передняя часть шины направлена вовнутрь к продольной центральной оси автотранспорта. При отрицательном — наружу, при нулевом — они параллельны. Схождение колёс влияет на стабильность при движении по прямой и реакции на повороты руля.

Кастер (некоторые его называют кастор, кастыр, кастр) — угол между осью поворота колёс и вертикалью. Если он положительный, ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, если отрицательный — напротив, уходит вперёд. 

Почему на разных машинах углы разные

Если у развала угол около нуля, то автомобиль стабильно и прямолинейно движется, при условии жёсткой подвески. Не случайно на старых машинах этот параметр положительный, что частично компенсирует мягкие амортизаторы и нестабильные углы под действием нагрузки.

Но с течением времени конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений. Это улучшило устойчивость ТС в поворотах, так как резина цепляется за дорожное покрытие стабильнее благодаря большему пятну контакта. 

В зависимости от конструкции и кинематики подвески, жёсткости других элементов, ширины колеи и прочих факторов углы на разных машинах отличаются. Они могут меняться даже для одной модели из-за типа подвески и типоразмера шин.

Как это делают

Прежде чем приступить к проверке и настройке углов установки колёс, важно убедиться, что как передние, так и задние колёса автомобиля находятся в хорошем состоянии. Проверьте, что колёса не деформированы и что давление в шинах соответствует рекомендуемым значениям. Также необходимо проверить, что подвеска автомобиля работает исправно.

Для регулировки развала и схождения используют специальные стенды, которые бывают оптическими, лазерными и компьютеризированными. Выбор стенда зависит от того, какой тип подвески установлен на автомобиле.

Регулировку углов установки колёс могут проводить как на передней, так и на задней оси автомобиля, в зависимости от его конструкции. В случаях, когда проводят ремонт задней подвески, регулировка развала-схождения может не потребоваться для автомобилей с зависимой или полузависимой подвеской. Однако после ремонта независимой подвески такая процедура обычно будет обязательной.

Значение кастора 

Если значение кастора отрицательное, верхние стойки перемещаются вперёд, а колесо, напротив, назад. Если угол положительный, всё происходит с точностью наоборот.

Например, кастор на переднеприводных ТС марки ВАЗ можно изменить посредством шайб, их кладут под кронштейны продольных растяжек подвески.

Положительный кастор гарантирует, что транспорт не будет вилять из стороны в сторону и спокойно перенесёт неровности на дороге.

Как определить углы

Для переднеприводных автомобилей со стандартной подвеской рекомендуют устанавливать максимально допустимый положительный кастер, согласно заводским рекомендациям, чтобы обеспечить улучшенную устойчивость на высоких скоростях. Можно рассмотреть незначительное увеличение кастера на один градус для ещё лучшей обратной связи при управлении.

Схождение для повседневного использования автомобиля в городских условиях должно соответствовать заводским указаниям, с возможным отклонением до 0°30' от продольной оси. Нулевое схождение обеспечивает уверенное управление в широком диапазоне условий.


Для гоночных автомобилей предпочтительнее отрицательный развал для лучшего сцепления с дорогой в поворотах, в то время как для грузовиков часто устанавливают положительный развал, который становится нулевым под нагрузкой, обеспечивая равномерный износ шин. В некоторых случаях может быть доступна регулировка только схождения.

А если этого не делать

Если не регулировать углы установки колёс, это приведёт к быстрому и неравномерному износу шин. При отрицательном развале изнашивается внутренняя часть протектора шины, а при положительном — внешняя. Неправильное схождение вызывает износ шин, при котором протектор начинает напоминать пилу из-за неравномерного стирания.

Более того, неправильные углы установки колёс могут негативно сказаться на управляемости автомобиля: он будет нестабильно входить в повороты и может самопроизвольно смещаться с траектории, особенно при сильном разгоне или торможении. Это требует от водителя дополнительных усилий для коррекции направления движения.

Рекомендуется проверять и при необходимости корректировать углы установки колёс каждые 30 тысяч километров пробега, а также после инцидентов, которые могут повлиять на подвеску — например, после попадания в большую яму или даже после незначительного ДТП. Подобные происшествия могут привести к сдвигу компонентов подвески и изменению углов установки колёс.

Также необходимо провести регулировку после замены критичных для подвески компонентов, таких как шины, пружины, рычаги, шаровые опоры, сайлентблоки или рулевая рейка. Это обеспечит правильное положение колёс и обезопасит водителя. 

Когда сход-развал бесполезен

Если подвеска автомобиля пришла в негодность до такой степени, что ей нужна замена, а в её элементах возникли сильные люфты или необратимо деформирован кузов, протектор шин заметно и неравномерно изношен — в этих случаях корректная регулировка не получится даже у очень опытного развальщика. В этом случае сначала производят необходимый ремонт автомобиля или замену покрышек, кузовные и другие работы.

Поэтому, как правило, специалист начинает с диагностики ходовой части транспортного средства, внимательно осматривает элементы подвески и детали кузова. И нередко водителю потребуется авторемонтный сервис, а уже после развал-схождение.