Моторное масло: классификации SAE, API, какое масло выбрать
Моторное масло выполняет ряд задач: образует на трущихся деталях плёнку, что снижает их износ, защищает от коррозии, способствует охлаждению двигателя, удерживает продукты сгорания топлива. Что будет, если выбрать «неправильный» смазочный материал? Это грозит сокращением ресурса мотора, повышенным расходом горючего, необходимостью частого ремонта.
Вязкость и индекс вязкости: в чём разница
Вязкость масла показывает его способность оказывать сопротивление перемещению одной части масла относительно другой. Проще говоря, показатель определяет, насколько густым или жидким будет состав.
Индекс вязкости отражает зависимость вязкости от температуры. Чем выше показатель, тем меньше меняется вязкость при температурных колебаниях. У масел с высоким индексом хорошо сохраняются свойства даже при экстремальных температурах: состав не будет очень густым на морозе и слишком текучим в жару.
Мировые стандарты
Есть несколько основных классификаций. Самые известные — ACEA, ILSAC, SAE, API. В России чаще всего используют две последних. Рассмотрим их детальнее.
Классификация масел по SAE
Спецификация SAE описывает такие свойства масла, как текучесть, способность к образованию плёнки.
Литера W означает, что масло подходит для использования зимой (например, SAE 10W, SAE 20W). Если этой буквы нет, то состав подходит только для лета (SAE 40, SAE 50).
Также есть всесезонные масла. Их маркируют буквенно-символьным значением, например, 5W-30 или 10W-40.
В этих обозначениях первые цифры (5W, 10W) указывают на низкотемпературную вязкость — при каких наиболее низких показателях термометра возможен холодный запуск двигателя. Чтобы определить эту температуру, от значения перед W нужно вычесть 40. Так, низкотемпературная вязкость 5W-30 — –35°C, а 10W-40 — –30°C.
Последние цифры (30, 40) — фактический температурный допуск. Чем больше значение, тем более вязкое масло при высокой температуре (цифры 30, 40 не указывают на конкретные градусы).
Кинематическая и динамическая вязкости: что это
Динамическая вязкость определяет способность жидкости течь при низких температурах. Этот показатель измеряют ротационным вискозиметром, который определяет силу, возникающую при взаимном сдвиге двух слоёв масла со скоростью 1 см/с в промежутке 1 см. Результат измерений выражается в паскаль-секундах (Па·с). Этот параметр особенно важен для моторных масел, которые предназначены для использования в северных регионах. В классификации SAE динамическая вязкость указана перед W: в 5W-30 это «5».
Кинематическую вязкость характеризует способность масла сохранять свои характеристики при высоких температурах, что особенно важно для двигателей автомобилей, которые работают в условиях интенсивных нагрузок. Тестирование масла проводят в различных «горячих» режимах, когда температура достигает 150°C. По классификации SAE кинематическую вязкость указывают после W: в 5W-30 это «30».
Стандарт API
По стандарту API моторные масла делят на категории согласно их эксплуатационным свойствам и области применения. Выделяют такие основные категории:
-
S. К ней относятся составы для бензиновых двигателей.
-
C. В неё выходят масла для дизельных двигателей.
В маркировке буквы S, C стоят на первом месте. За ними следует другая литера (H, J, L и другие). Она обозначает качество масла: чем дальше буква по алфавиту, тем современнее класс, тем совершеннее характеристики состава.
Цифра в маркировке — назначение (для каких двигателей предназначено масло): «2» — для двухтактных, «4» — для четырёхтактных.
Если в маркировке указаны составы через дробь для дизельных и бензиновых ДВС, это значит, что масло можно применять в обоих типах двигателя.
Учитывайте, что в «старые» моторы можно заливать масла поздних категорий, наоборот — нельзя.
К категории API EC относят энергосберегающие масла. Они сокращают расход топлива, отличаются малой вязкостью. Также есть категория API F. Её ввели в 2016 году для коммерческих авто. Такие масла используют в более современных двигателях. При их разработке основное внимание уделяют снижению выбросов.
Можно ли смешать масла разной вязкости
Смешивание масел разной вязкости возможно: это не приведёт к немедленному повреждению двигателя. Но здесь следует учитывать несколько факторов:
-
Составы могут содержать различные присадки, которые при смешивании вступят в реакцию друг с другом и изменят свойства масла.
-
При смешивании масел с разной вязкостью может измениться общее значение вязкости состава. Это повлияет на работу двигателя, особенно при экстремальных температурах.
-
Смешивание может привести к снижению эффективности защиты мотора от перегрева.
Если всё же вы решите смешать составы, старайтесь использовать масла одного производителя с одинаковой основой. Это снизит риск возможных проблем. После смешивания масел следует чаще проверять состояние состава и его уровень, чтобы убедиться, что нет повреждений авто.
К чему приводит неправильный подбор вязкости
Если у масла слишком высокая вязкость, это может значительно затруднить процесс старта двигателя. Состав не сможет быстро и равномерно распределиться по механизму, что приведёт к повышенному расходу топлива и износу мотора. Высокая вязкость также увеличивает трение и способствует нагреву, из-за чего потребуется серьёзный ремонт.
При низкой вязкости масла плёнка на трущихся деталях будет недостаточно прочной. Это повышает риск поломок мотора и уменьшает его срок службы. Поэтому каждый автовладелец должен подходить к выбору смазочных материалов с максимальной ответственностью и подбирать масло в зависимости от требований производителя.
Вопросы и ответы
Как часто менять масло для авто?
Здесь многое зависит от условий эксплуатации и от типа мотора: дизельные обслуживают чаще, бензиновые — реже. В первом случае масло меняют примерно каждые 10 тыс. км пробега, во втором — через 15–20 тыс. км. Некоторые водители заменяют состав раз в полгода.
Если авто «возрастное» (старше 10 лет), его эксплуатируют в экстремальных условиях, замена масла потребуется раньше.
Что означают буквы на бутылке масла SM, SN?
Это маркировка согласно классификации API. Первая буква указывает на тип двигателя (S — для бензиновых, C — для дизельных), а вторая (H, J, L и другие) обозначает эксплуатационные свойства масла. Например, составы с маркировкой SN предназначены для авто, которые выпустили после 2010 года. Они помогают снизить расход горючего, обеспечивают высокую защиту от износа, сниженный уровень отложений.
Качественные, надёжные масла с гарантией производителя вы найдёте в магазине «Колёса Даром».